Изучение английского языка самостоятельно, с нуля по методу Стивена Крашена

В первом посте я обещал рассказать, что позволило мне, начав изучение английского языка самостоятельно, с нуля (уже в третий раз), не забросить это дело через пару месяцев.

Изучение английского языка самостоятельно с нуля – Стивен Крашен

Если кратко, то причина тому одна – Стивен Крашен. Отличает этого лингвиста от остальных – не совсем стандартный подход к освоению иностранных языков. Он рекомендует, убеждает делать это через свободное добровольное чтение. 

Смело могу заверить, что это – отличный способ овладения английским, подходящий даже зелёным новичкам. В теорию трудов этого человека вдаваться не буду, своими словами (используя цитаты Крашена) расскажу в чем суть идеи.

Подходы к самостоятельному изучению английского языка

Существует два принципиальных подхода:

  • Стандартный. Изучаем грамматику. → Пополняем словарный запас (проверить текущий). → Только потом читаем, пишем, говорим.
  • По Крашену. С места в карьер: читаем, пишем, говорим. → Прорабатываем грамматику и доверху забиваем словарный запас (обучаемся естественным путем: без принуждения и рамок).

Выдержка из видео, размещённого далее в статье:

Человек познает язык только одним способом (это важный момент) – когда понимает послание. Это всё!

Мы пробовали остальное. Пытались обучать грамматике, расширять словарный запас студентов, давали людям диалоги для заучивания, усаживая перед машинами. Следующее, что попробуем – удары электрическим током.

Мы пробовали всё! Единственная работающая вещь (идущая впрок) – передать людям послание. Послание, которое они поймут. Называется это – «понятный вход» (comprehensible input). Мы познаём, когда понимаем, что люди говорят, что сказано. Не как это сказано, но что сказано.

Отметим то, как сегодня обучаем иностранным языкам. Делаем совершенно противоположное. Даём людям правило, которое они затем практикуют, а мы говорим, ошиблись они или нет.Стивен Крашен

«Понятный вход» (comprehensible input) – основная концепция для самостоятельного изучения английского языка

Овладение начинается с понимания послания, которое хочет передать носитель другого языка. Овладение происходит от необходимости; этого нельзя избежать.

Послание, которое понимают люди, не владеющие языком – «понятный вход» (comprehensible input). Овладение происходит автоматически, подсознательно.

Главная проблема стандартного образования – через правила и грамматику – скука! Трудно передать послание, которое не интересно и не понятно (дебри грамматики: наслаиваются и сливаются в гордиев узел непонимания и отторжения).

В одном видео Крашен демонстрирует пример передачи послания.

Видео без перевода.

Стивен Крашен о «Понятном входе» (comprehensible input).

Два варианта передачи одной и той же информации на немецком:

  • Стивен говорит публике по-немецки (с 00:21);
  • говорит по-немецки, сопровождая речь жестами, поясняя смысл сказанного (с 00:49).

Почему второй способ лучше? Он передаёт намного больше информации, понятной для человека не говорящего по-немецки. Зрители могут не уловить всех тонкостей, но начало будет положено.

Естественное овладение иностранным языком

Также Крашен указывает и на возможность овладения языком (на высоком уровне) вообще без каких-либо осознанно полученных знаний: словарный запас, грамматика.

В пример приводится эмигрант из Мексики, который выучил иврит (еврейский), работая в ресторане израильской кухни.

I know grammar by ear only, not by note, not by the rules.Mark Twain

Простого, приятного парня, приехавшего в США ещё подростком, звали Армандо. У него было всего 5–6 классов образования в мексиканской школе (естественно на испанском). Ко времени общения со Стивеном, он находился в штатах 10 лет и прекрасно говорил по-английски.

Но, по словам самого Армандо, ивритом он владел даже лучше.

Армандо не пытался перейти в иудаизм, стать евреем; ему просто нравились люди, работавшие в ресторане, и они отвечали взаимностью.

На вопрос «Как ты выучил язык?», отвечал «Просто находился тут и слушал».

Начал ли он сразу общаться с коллегами? Нет:

  • первый год вообще не говорил;
  • во второй год: слово там, слово тут и так по нарастающей.

Армандо завел друзей в ресторане, «вошёл» в семью, в еврейскую семью из Марокко, владевшую рестораном.

Чтобы проверить знания и речь, Крашен записал разговор Армандо на иврите с одним из друзей. Запись представил на суд четырём носителям языка из израильского консульства. Уровень владения был оценен в пределах от «очень хорошего» до «отличного».

При этом Армандо имел только общие представления о правилах (почему, например, прошлое время выражается так, а не иначе). Чистое овладение без попыток изучения грамматики. Слушание и вхождение в социальную группу.

Изучение английского языка самостоятельно, с нуля через «Свободное добровольное чтение»

Много читая, не оставляешь себе выбора; владение языком поднимется до академического уровня!Стивен Крашен

Изучение английского языка самостоятельно с нуля – Свободное добровольное чтение

Сейчас начнётся часть, где я объясню как чтение может буквально стать панацеей при самостоятельном изучении английского языка с нуля. И что необходимо делать, чтобы поднять уровень понимания на новую ступень.

По Крашену:

Главный и лучший способ чтения, а соответственно и овладения языком – Свободное добровольное чтение (free voluntary reading – чтение по собственному выбору и желанию).

Это самым мощный инструмент, который есть в области обучения и источник:

  • способностей к чтению и письму (в том числе, качественной прозы);
  • способностей к составлению (правильных) грамматических конструкций;
  • богатого словарного запаса;
  • большей части правописания.

Надеюсь, вы начинаете осознавать главную мысль (к которой я подводил так медленно и неспешно):

Главным методом изучения английского языка самостоятельно, с нуля является чтение на английском.

Хотите хорошо знать английский: читать, писать и говорить на нём. Хотите развить ваши умения до самого высокого уровня, тогда читайте.

Читайте много! Самые разнообразные тексты: научную, документальную литературу, статьи, комментарии. Читайте! И не говорите потом, что не знали что именно нужно делать.

Что читать на английском языке

Изучение английского языка самостоятельно с нуля – Что читать на английском языке

Что же тогда много и с пользой читать? Как следует из названия метода – Всё, что душе угодно. Всё, что нравиться, что увлекает; от чего не в состоянии оторваться.

Единственное ограничение устанавливаете для себя сами. Когда читаете и вам почти что физически больно от того, с каким трудом продираетесь сквозь текст: когда после пары страниц появляется нестерпимое желание бросить.

Бросайте!

Найдите другой рассказ, роман, статью. Чтение должно радовать, вдохновлять, мотивировать на продолжение.

Если говорить о сложности, то:

  • Конечно, лучше начать с адаптированных текстов, разделенных по степени сложности грамматики и необходимому словарному запасу.
  • Освоив азы, переходите к оригинальным произведениям, написанным для подростков. По сравнению с книгами для аудитории взрослее, у них скуднее словарный запас (а подчас и мастерство автора), но несколько произведений подобрать не проблема. К примеру: «Harry Potter and the Philosopher's Stone» (Joanne Rowling), «The Giver» (Lois Lowry), «The Outsiders» (S.E. Hinton). Последний роман настоятельно советую к прочтению абсолютно всем.
  • Чем дальше продвинетесь, тем шире будет выбор. Тут уж вам карты в руки. Скажу лишь одно: на этом этапе перечитать все, что понравиться и захочется шансов уже нет! Слишком обширный выбор, слишком медленно люди читают.

Reading because you want to!

В какой-то момент, после завершения оного текста появиться желание тут же взяться за следующий. Не по необходимости или учебному плану, а потому что понимаете написанное и это вам по душе.

Тут можете смело считать, что вы не просто на верном пути, не просто сделали шаг к пониманию языка; считайте, что добежали свой первый километр марафона под названием «Овладение английским» и только-только разогрелись.

Tags:

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + три =